Оттетерр ("римлянин"), Жак (Мартин)
1673 - 1763
Назад
Жак (Мартин) Оттетерр ("римлянин") (Jacques (Martin) Hotteterre ("le Romain")) - Французский мастер деревянных духовых инструментов, инструменталист и композитор
Родился 29 сентября 1673 года, Париж - умер 16 июля 1763 года, Париж.
Сын Мартина Оттетерра. Он был самым знаменитым членом семьи и сделал блестящую карьеру как музыкант, педагог и композитор. За несколько лет до смерти его матери в 1708 году отец Жака дал ему 3000 ливров, чтобы он получил должность "гранд-оутбуа-дю-руа". 26 августа 1717 года, после ухода на пенсию Рене Пиньона Деското, он получил обратно должность "управляющего королевской палатой" (за 6000 ливров), хотя он упоминается как таковой на титульном листе его первой книги "Жития святых", опубликованной девятью годами ранее. В 1747 году его придворные посты перешли к его старшему сыну, Жан-Батисту Оттетерру (родился 1 августа 1732 года в Париже - умер 9 сентября 1770 года в Париже), мастеру и игроку на деревянных духовых инструментах. 2 января 1763 года дочь Жака, Мария-Женевьева, вышла замуж за органиста Клода-Бенинье Бальбастра; многочисленные подписи знаменитых музыкантов и аристократов на контракте свидетельствуют о высоком социальном положении Жака в конце его жизни. Его поместье включало в себя несколько роскошных домов в Париже, его богатство было получено от семейного наследства и брака, а также от его популярности как учителя любителей модного мира. Предполагается, что фронтиспис его "Принципов траверсирования флейты" представляет собой его портрет, изображающий его играющим на флейте из трех частей из мастерской его отца. Титон дю Тийе ("Оркестр Парнаса", 1743) поставил его в число самых выдающихся музыкантов Франции. Если он и делал флейты, как утверждается в дневнике И.Ф.А. фон Уффенбаха (1715), то, вероятно, это было связано с семейной мастерской на улице Харлей; ни в описи, составленной при его женитьбе, ни в описи, составленной после его смерти, не указаны деревянные духовые инструменты или приспособления для их изготовления. Перечень музыкальной библиотеки Жака, содержащийся в его брачном контракте, определяет круг его музыкального влияния. Представлена французская и итальянская вокальная и инструментальная музыка, в том числе сонаты Корелли (соч.1-5), Маскитти и Сенайе, пьесы Марэ, сборники песен Балларда ("Пародии на бача", "Неженки-бачи" и "брюнетки"), оперы Люлли, Колласса и А.К. Дестуша, мотеты и кантаты Бернье, Т.-Л. Буржуа, Андре Кампра и Л.-Н. Клерамбо, а также две английские оперы. Жак использовал музыку этих композиторов в качестве примеров в "Искусстве прелюдии" и "Методе для мюзикла", которая состоит из 32 страниц популярных песен и танцев, особенно "брюнеток", водевилей и арий. Музыка Люлли занимает видное место в его переложениях для поперечных флейт "Арии и брюнетки вдвоем и втроем на десерт". Он одинаково хорошо чувствует себя как во французском, так и в итальянском стилях, и его прозвище "ле Ромен" подчеркивает его связь с итальянской музыкой, которая проявляется в его аранжировках итальянских сонат Роберта Валентайна и Франческо Торелио, а также в его сонатах в трио, отражающих манеру Корелли. Во вступительных комментариях к "Принципам" и к "Первой жизни пьес", которые содержат первые опубликованные пьесы для двух флейт без сопровождения, ясно выражаются его намерения посвятить свою музыкальную карьеру созданию педагогики, исполнительской практики и репертуара для поперечной флейты, который он назвал "одним из самых приятных и неповторимых". один из самых модных инструментов". То, что он позволял исполнять свою музыку на других высоких инструментах, было всего лишь практическим способом расширить свою аудиторию. Его "Принципы", самый ранний опубликованный метод для флейты, который также включает в себя разделы, посвященные игре на гобое и магнитофоне, охватывает позы, амбушюры, перебирание нот и трелей, постановку языка и орнаментику. Появившись в нескольких изданиях с 1707 по 1741 год и посмертно в 1765 году, она до сих пор служит образцом для флейтистов. В рецензии, опубликованной в "Journal de trevoux" (август 1707 года), отмечалось, что “имя автора свидетельствует о превосходстве книги. Этот искусный флейтист не скрывает ни одного секрета своего искусства”. В 1715 году он опубликовал вторую книгу сочинений, которая ознаменовала первое появление многочастных произведений для флейты и баса, обозначенных как сонаты. Во втором издании три первоначальные сюиты, каждая из 11 или 12 частей, были преобразованы в пять сюит, каждая из семи или восьми частей, добавлены партии баса для пьес для двух флейт и множество украшений, что сделало его ценным ранним источником об их использовании. Это издание завершается таблицей орнаментов и "демонстрациями" того, как с ними играть. Жак распространил свои теории о правильной манере игры на творческий процесс прелюдии, опубликовав в 1719 году "Искусство игры на траверсной флейте". Это в высшей степени оригинальное произведение, в котором впервые подробно описывается практика прелюдии, вошедшая тогда в моду, представляет прелюдии во всех тональностях, чтобы проиллюстрировать темп (движения), стиль (рисунок) и функцию каденций и модуляций. Музыкальные и теоретические труды Жака оставались популярными на протяжении всей его долгой карьеры, хотя к моменту его женитьбы в 1728 году он был близок к отставке, а Блаве, его преемник на посту ведущего флейтиста Франции, только что опубликовал свое сочинение №1, шесть сонат для поперечной флейты, что ознаменовало конец эры классической музыки. барочная флейта из трех частей, инструмент, для которого была написана музыка Жака, и появление флейты из четырех частей с кордебалетом. Жак подтвердил свою неизменную приверженность очарованию мюзетты и ее аристократическим ассоциациям, опубликовав в 1722 году книгу "Война, пьеса о мюзетте", за которой в 1737 году последовал его получивший широкую известность "Метод для мюзетты". В том же году его племянник, Э.П. Шедевиль, мастер по изготовлению мюзет и композитор, получил должность в "Замке и мюзетте Пуату" от Ж.С. Манго, шурина Рамо, который приобрел ее у брата Жака, Жана Оттетерра. Несомненно, Шед Виль по достоинству оценил богато иллюстрированный метод Жака. Произведения Жака, композитора, способного выразить как пастораль, так и страсть, наполнены невинностью и очарованием, присущими песенным текстам того времени, в то время как его сонаты отличаются чисто музыкальной выразительностью. Он мастер стиля раннего барокко, и его партитура прекрасно написана, чтобы показать лучшие качества флейты. Несмотря на то, что на него, несомненно, оказала влияние первая книга Мишеля де Ла Барра "Сочинения о флейте" (1702), первые опубликованные произведения для флейты соло и континуо, первая книга Жака, взятая вместе с его принципами, представляют собой нечто большее, чем просто новые сочинения, а скорее рождение французской школы флейты, для которой сам Жак был основоположником. стал символом новой эры сольной игры на флейте. Таким образом, к тому времени, когда в 1725 году начался концерт "Спиричуэл", флейта соперничала со скрипкой за центральное место на сцене.
Ноты сочинений Жака (Мартина) Оттетерра ("римлянина") на сайте библиотеки IMSLP